|
МКОУ Каменностепная СОШ |
||
|
МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить место и реализовать свои способности и возможности. В современной теории воспитания сложилось понимание самоуправления как одного из принципов детского коллектива, сущность которого состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы, микрорайона, осуществляемом через выборные органы самостоятельно. Эти органы самоуправления обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою деятельность. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании»: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения…. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». В современной теории и методике воспитания сложилось как бы две линии, имеющие отношение к проблеме ученического самоуправления: они условно могут быть обозначены как «СО» и «САМО». Под «СО» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими: содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к САМОуправлению, под которым понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование для самосовершенствования и т.п. Обратимся к принципам школьного самоуправления и управления, предложенным Д. М. Мехонцевой (Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. – Красноярск, 1998.): 1. Принцип целостности: a) каждому делу - свой организатор, каждой подсистеме (кружку, секции и т.д.), каждому разделу работы – управляющий орган; b) каждому органу - действенные права и обязанности; c) иерархия управления: подчинение, соподчинение в неразрывной связи с центральным руководством. 2. Принцип доминантности: члены органов самоуправления и их руководители должны обладать высокими интеллектуальными, физическими и моральными качествами. Это является основанием для отбора членов в органы самоуправления . 3. Принципы преемственности и адаптивности: a) взаимосвязь и передача опыта; b) наличие стандартов (планов, инструкций, теории и т.д.); c) постоянная учеба и приобретение опыта в теории и практике управления. 4. Принцип целесообразности и оптимальности: все действия органов самоуправления (ОСУ) - должны быть направлены на реализацию вышеуказанных целей и задач с наименьшими усилиями и наибольшими результатами благодаря постоянной учебе и творческому поиску. 5. Принцип прямой и обратной связи: в основе взаимоотношений лежит прозрачность, гласность, правдивость, достоверность, своевременность. Лидер-партнер, не только умеющий разбираться в себе, управлять своими поступками и желаниями и признающий свои ошибки, но и способный в своих сверстниках выявлять все лучшее. В основе самоуправления нашей Каменностепной школы лежит трехуровневая система самоуправления, разработанная Н. П. Капустиным. 1 уровень – классное самоуправление: рабочие органы по видам деятельности – сектора: «Труд», «Досуг», «Спорт», «Оформитель», «Учеба», «Экология», «Поиск», «Шефство», «Лидер». Из руководителей секторов состоит актив отряда, во главе которого стоит командир. Высшим органом самоуправления отряда является сбор. 2 уровень – школьное ученическое самоуправление, его основа – те же органы, возглавляемые учащимися 8-11 классов. Они объединены в Совет старшеклассников, руководит которым председатель Совета, и актив ДЮО «РИФ», которым руководит лидер ДЮО «РИФ». У Совета ученического самоуправления есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью школьных и классных секторов. 3 уровень – школьное самоуправление, называемое в этой системе соуправлением. В основе его – Совет школы, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Его функции: стратегическое целеполагание, т.е. перспективы развития школы и улучшение школьной жизни, принятие решений. В школе Советом ученического самоуправления созданы и работают клубы «Юнпресс», «Успех», действует правозащитная служба «Согласие». Каменностепной школе, наконец, удалось найти наиболее удобную на данный момент модель ученического самоуправления, позволившую разделить самоуправленческую деятельность детско-юношеской организации и Совета старшеклассников, но при этом
|
||
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОУ Каменностепная СОШ
1. Общие положения
1.1.Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления школы 1.2.Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
2. Цели и задачи ученического совета
2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением. 2.2. Задачами деятельности ученического совета являются: 2.2.1. Представление интересов учащихся в процессе управления школой; 2.2.2. Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни; 2.2.3. Защита прав учащихся;
3. Функции ученического совета
Ученический совет: 3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; 3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации; 3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;
4. Права ученического совета
Ученический совет имеет право: 4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза месяц; 4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях; 4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы; 4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои предложения; 4.5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы; 4.6. Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы; 4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц; 4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы; 4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся; 4.10. Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой; 4.11. Организовывать работу общественных приёмных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями; 4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях; 4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета; 4.14. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы; 4.15. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения; 4.16. Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы; 4.17. Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учёта предложений ученического совета; 4.18. Создавать печатные органы; 4.19. Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности; 4.20. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений; 4.21. Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся; 4.22. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией; 4.23. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями; 4.24. Вносить предложения в план воспитательной работы школы; 4.25. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы; 4.26. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях районного уровня и выше; 4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
5. Порядок формирования и структура ученического совета
5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год; 5.2. В состав ученического совета учащимися 8-11 классов делегируется по одному представителю от класса; в состав совета входит также Актив ДЮО «РИФ» Каменностепной школы. 5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Главу ученического совета; 5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения; 6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы по предложению ученического общешкольного собрания.
|