МКОУ Каменностепная СОШ

 
 

Главная

 

Назад

 

МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить место и реализовать свои способности и возможности. В современной теории воспитания сложилось понимание самоуправления как одного из принципов детского коллектива, сущность которого состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы, микрорайона, осуществляемом через выборные органы самостоятельно. Эти органы самоуправления обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою деятельность. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании»: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения…. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

В современной теории и методике воспитания сложилось как бы две линии, имеющие отношение к проблеме ученического самоуправления: они условно могут быть обозначены как «СО» и «САМО». Под «СО» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими: содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к САМОуправлению, под которым понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование для самосовершенствования и т.п.

Обратимся к принципам школьного самоуправления и управления, предложенным Д. М. Мехонцевой (Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. – Красноярск, 1998.):

1.              Принцип целостности:

a)                  каждому делу - свой организатор, каждой подсистеме (кружку, секции и т.д.), каждому разделу работы – управляющий орган;

b)                 каждому органу  - действенные права и обязанности;

c)                  иерархия управления: подчинение, соподчинение в неразрывной связи с центральным руководством.

2.        Принцип доминантности: члены органов самоуправления и их руководители должны обладать высокими интеллектуальными, физическими и моральными качествами.   Это является основанием для отбора членов в органы самоуправления  .

3.        Принципы преемственности и адаптивности:

a)               взаимосвязь и передача опыта;

b)              наличие стандартов (планов, инструкций, теории и т.д.);

c)              постоянная учеба и приобретение опыта в теории и практике управления.

4.        Принцип целесообразности и оптимальности: все действия органов самоуправления (ОСУ) -  должны быть направлены на реализацию вышеуказанных целей и задач с наименьшими усилиями и наибольшими результатами благодаря постоянной учебе и творческому поиску.

5.   Принцип прямой и обратной связи: в основе взаимоотношений лежит прозрачность, гласность, правдивость, достоверность, своевременность. Лидер-партнер, не только умеющий  разбираться в себе, управлять своими поступками и желаниями и признающий свои ошибки, но и способный в своих сверстниках выявлять все лучшее.

В основе самоуправления нашей Каменностепной школы лежит трехуровневая система самоуправления, разработанная Н. П. Капустиным.

1 уровень – классное самоуправление: рабочие органы по видам деятельности – сектора: «Труд», «Досуг», «Спорт», «Оформитель», «Учеба», «Экология», «Поиск», «Шефство», «Лидер». Из руководителей секторов состоит актив отряда, во главе которого стоит командир. Высшим органом самоуправления отряда является сбор.

2 уровень – школьное ученическое самоуправление, его основа – те же органы, возглавляемые учащимися 8-11 классов. Они объединены в Совет старшеклассников, руководит которым председатель Совета, и актив ДЮО «РИФ», которым руководит лидер ДЮО «РИФ». У Совета ученического самоуправления есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью школьных и классных секторов.

3 уровень – школьное самоуправление, называемое в этой системе соуправлением. В основе его – Совет школы, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Его функции: стратегическое целеполагание, т.е. перспективы развития школы и улучшение школьной жизни, принятие решений.

В школе Советом ученического самоуправления созданы и работают клубы «Юнпресс», «Успех», действует правозащитная служба «Согласие».

Каменностепной школе, наконец, удалось найти наиболее удобную на данный момент модель ученического самоуправления, позволившую разделить самоуправленческую деятельность детско-юношеской организации и Совета старшеклассников, но при этом 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О  СОВЕТЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МОУ Каменностепная  СОШ

 

1.     Общие положения

 

1.1.Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления школы

1.2.Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

 

2.     Цели и задачи ученического совета

 

2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

2.2. Задачами деятельности ученического совета являются:

2.2.1.   Представление интересов учащихся в процессе управления школой;

2.2.2.   Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни;

2.2.3.   Защита прав учащихся;

 

3.           Функции ученического совета

 

Ученический совет:

3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

3.2.    Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;

3.3.    Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;

 

4.           Права ученического совета

 

Ученический совет имеет право:

4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза месяц;

4.2.    Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

4.3.    Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

4.4.    Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои предложения;

4.5.    Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

4.6.    Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

4.7.    Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;

4.8.    Проводить среди учащихся опросы и референдумы;

4.9.    Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;

4.10.     Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

4.11.     Организовывать работу общественных приёмных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;

4.12.     Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

4.13.     Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;

4.14.     Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

4.15.     Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;

4.16.     Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;

4.17.     Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учёта предложений ученического совета;

4.18.     Создавать печатные органы;

4.19.     Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;

4.20.     Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;

4.21.     Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;

4.22.     Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

4.23.     Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

4.24.     Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

4.25.     Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;

4.26.     Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях районного  уровня и выше;

4.27.     Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

 

5. Порядок формирования и структура ученического совета

 

5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год;

5.2. В состав ученического совета учащимися  8-11 классов делегируется по одному представителю от класса; в состав совета входит также Актив ДЮО «РИФ» Каменностепной школы.

5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Главу ученического совета;

5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.

 

6.     Заключительные положения

 

6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы по предложению ученического общешкольного собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz