МКОУ Каменностепная СОШ

 

Назад

Главная

 КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

МКОУ Каменностепной СОШ

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи социального воспитания

3. Базовые национальные ценности

4. Принципы социального воспитания

5. Направления воспитания

6. Механизмы реализации направлений воспитания

7. Планируемые результаты и эффекты реализации модели

 

1. Пояснительная записка

 

 Концепция социального воспитания в МКОУ Каменностепной СОШ отражает современное понимание социального воспитания как явления и процесса. Она учитывает особенности реагирования школьной системы образования на вызовы современной социокультурной среды и  определяет точку зрения на цели, задачи, принципы, содержание и организацию социального воспитания учащихся школы.

В основу Концепции положено представление о социальном воспитании как о частично контролируемой социализации (А.В. Мудрик), педагогически регулируемой и целенаправленной на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности (В.И. Загвязинский и др.).

Актуальность концептуализации социального воспитания в МКОУ Каменностепной СОШ определяется как позитивными, так и негативными тенденциями.

С одной стороны, социально-экономические приоритеты развития российского общества, его демократизация и, как следствие, новые требования к формированию таких качеств личности, как активность, самостоятельность, ответственность, умение делать осознанный выбор, а также изменившиеся ценностные жизненные ориентиры молодого поколения потребовали значительных изменений в организации контролируемых воспитательных влияний на учащихся.

Вместе с тем, требуют внимания  следующие тенденции:

·        преобладание пассивной жизненной позиции;

·        низкая правовая культура учащихся;

·        отсутствие у учащихся гордости за свою страну;

·        неосознанность значимости  творчества как ценности, отражающие меру общественной значимости индивидуальной жизни (общественное признание, служение людям);

·        проявляющиеся гедонистические установки школьников,  отнесение удовольствия и развлечения к наиболее значимым ценностным ориентациям; проявление равнодушно-терпимого отношения к национализму в общественной жизни и др.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость активизации совместной деятельности всех субъектов социального воспитания, ориентирами которой должны выступать:

·        понимание роли и места социального воспитания в формировании личности гражданина России;

·        обеспечение реальной полисубъектности воспитательной деятельности;

·        социальное партнерство ведущих субъектов социального воспитания;

·        выделение единых приоритетов в деятельности всех заинтересованных субъектов социального воспитания и дополнительного образования при сохранении и дальнейшем развитии системообразующих видов деятельности каждого из них;

·        целенаправленное повышение референтности воспитательных организаций, педагогов для учащихся;

·        социальная активность всех субъектов социального воспитания и как условие формирование социальной активности учащихся и др.

Основанием для разработки данной   Концепции социального воспитания, обеспечивающего современное качество образования учащихся в МКОУ Каменностепной СОШ явились документы и материалы, разработанные в рамках стандартизации образования: Государственные требования к дошкольному образованию; Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования; Федеральный государственный образовательный основного общего образования; ФГОС ССПО и ВПО по основным направлениям профессиональной деятельности, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

С целью сохранения преемственности ориентиров в организации воспитательной деятельности школы Концепция учитывает положения Концепции воспитательной деятельности школы на 2006-2011 годы.

Нормативно-правовую основу реализации Концепции составляют

 основополагающие законодательные акты Российской Федерации:

·        Конституции Российской Федерации;

·        Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);

·        Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

·        Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

·        Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);

·        Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).

законодательные акты Воронежской области:

·        Закон Воронежской области от 14 февраля 2005 года  №3-ОЗ «Об образовании»;

·        Закон Воронежской области от 6 октября 2010 года № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области»;

·        ДОЦП «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 года № 736;

·        ДОЦП «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области» (2010-2015 годы), утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 30.12.09 года № 1145 (с изменениями от 13.07.2010 № 567);

·        ДОЦП «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы», утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 года № 826.

Методологическую основу Концепции социального воспитания, обеспечивающего современное качество образования учащихся в МКОУ Каменностепной СОШ, составляют системно-деятельностный, аксиологический, полисубъектный, средовой, личностно ориентированный подходы.

 

2.     Цель и задачи концепции социального воспитания, обеспечивающего современное качество образования учащихся  МКОУ Каменностепной СОШ

     

     Цель: становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России посредством создания системы социального воспитания учащихся школы.

Задачи:

·        формирование воспитательного пространства образовательного учреждения;

·        обеспечение возможностей для самостоятельного выбора учащимися вида досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, общественно-полезной деятельности;

·        поддержка социально-педагогических инициатив  по организации социального воспитания и дополнительного образования учащихся;

·        адаптация системы мониторинга в школе результатов социального воспитания к региональным  особенностям, учет результатов мониторинга в развитии и совершенствовании социального воспитания;

·        выявление и своевременное адекватное реагирование на социально-педагогические проблемы (пед. затруднение) организаторов работы с учащимися.

 

3. Базовые национальные ценности

 

Принципиальное значение для реализации задач, заложенных в модели на всех уровнях, имеют ценностные основания деятельности, общения и отношений. Базовые национальные ценности (основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях и др.)

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

·        патриотизм – любовь к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

·        социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

·        гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

·        семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

·        труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

·        наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·        традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,  толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

·        искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

·        природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

·        человечествомир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Базовые национальные ценности должны быть заложены в основу целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, уклада  жизни образовательного учреждения.

 

4. Принципы социального воспитания учащихся

 

Социально-педагогические

1. Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает последовательное отношение субъектов социального воспитания учащихся как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития, культивирование субъект –субъектных отношений в воспитательном пространстве школы.

2. Принцип природосообразности - предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали индивидуальность учащихся, его пол и возраст, формировали у учащихся установку на здоровый образ жизни, навыки выживания в экстремальных условиях.

3. Принцип поликультурности -  заключается в том, что социальное воспитание должно открывать ребенку дверь в мировую культуру  через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе).

4. Принцип вариативности – предполагает, что условия для духовно-нравственного развития планомерно создаются на всех уровнях. Данный принцип диктует необходимость создания многообразных видов и типов воспитательных организаций; дифференциации содержания, форм и методов социального воспитания.

5. Принцип активности – предполагает создание условий для мобильности учащихся как различного рода перемещений личности или социальной группы; разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большее число общественных связей и взаимодействий); использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов; творческий потенциал субъекта, его установка на инноваци­онный поиск.

 

Психолого-педагогические:

1. Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.); свобода выбора сфер самореализации.

2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) – может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).

3. Принцип успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).

4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.

5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов.

 

Организационно-педагогические:

1.          Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. В условиях демократизации и децентрализации, на первый план выходят мягкие методы управления (через создание условий и мотивацию).

2.          Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности. В современных условиях модернизации необходимо обеспечить разумный баланс традиций и инноваций в жизнедеятельности учреждения, системы в целом. Недопустимы необоснованные эксперименты в системе социального воспитания учащихся, переключение с одного приоритетного вида деятельности на другой под влиянием сиюминутных  факторов.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Сложившаяся практика педагогического образования часто не сориентирована на непосредственную подготовку педагогов как воспитателей, отсутствует соответствующая сертификация. В этих условиях необходим внимательный отбор и многоуровневая система повышения квалификации специалистов, привлекаемых к решению задач  по реализации пед. затруднений.

4. Принцип интеграции программ социального воспитания. Интеграция предполагает не механическое суммирование всех возможных направлений деятельности, а выделение и приоритетное развитие стержневых направлений, единых для всех субъектов социального воспитания. При этом каждый субъект осуществляет  эти направления, используя только ему присущие механизмы, ресурсы, технологии.

5. Принцип социально-педагогического партнерства. Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений. Оно предполагает добровольность; взаимовыгодность и взаимодополняемость; открытость участников партнерства по отношению друг к другу; согласования интересов на основе переговоров и компромиссов; взаимную ответственность и обязанности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; взаимопомощь и взаимозащиту участников партнерства в отношениях с иными субъектами.

 

5.     Направления воспитания:

·        Гражданско-патриотическое;

·        Спортивно-оздоровительное;

·        Духовно-нравственное;

·        Трудовое;

·        Экологическое;

·        Общекультурное;

·        Социальное.

 

          Базовыми для осуществления выделенных направлений воспитания являются следующие виды деятельности:

-       1.  спортивно-оздоровительная деятельность

-       2. туристско-краеведческая

-       3. художественное творчество

-       4. социальное творчество

-       5. познавательная деятельность

-       6. проблемно-ценностное общение

-       7. игровая деятельность

-       8. досугово-развлекательная деятельность

      -    9. трудовая (производственная) деятельность

      -  10. техническое творчество

 

6. Механизмы реализации направлений воспитания

 

1. Программный: региональные, муниципальные и школьные  целевые программы по реализации модели Концепции социального воспитания, обеспечивающего современное качество образования учащихся в МКОУ Каменностепной СОШ. Разработка, принятие и реализация программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области и с учетом местных особенностей. Использование проектного подхода в деятельности  школы, активно взаимодействующей с окружающей средой.

Организация и проведение конкурсного отбора исполнителей конкретных работ по реализации планов и программ воспитания учащихся

2. Информационный: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем в воспитании учащихся, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде идей Концепции  через средства массовой информации, в т.ч.на уровне образовательного учреждения

Организация научно-практических конференций и семинаров для школ округа по обмену и распространению передового педагогического опыта

3. Методический: - использование научного потенциала для организации и проведения научных исследований и научного прогнозирования процессов воспитания, ориентированного на различные возрастные, социальные, этнические и др. категории;

    - проведение мониторинга, включая  общественный мониторинг и общественный контроль, эффективности реализации модели Концепции, целевых программ;

    - использование проектного подхода, игрового взаимодействия, конкурсных ситуаций, смотров, дискуссионных площадок, обучающих тренингов и других технологий, в которых главным условием является активная позиция участников мероприятия.

      4. Организационный: объединение и координация действий всех учреждений, организаций, органов государственной власти, отдельных лиц, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения;

5. Политико-экономический: основной инструмент - разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней; направление финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений, средств бюджетов различного уровня.

 

7. Планируемые результаты и эффекты  реализации Концепции социального воспитания, обеспечивающего современное качество образования учащихся в МКОУ Каменностепной СОШ

 

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получили дети и молодые люди вследствие участия в той или иной деятельности.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение детьми и молодыми людьми социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка, молодого человека со своими педагогам (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта).

Второй уровень результатов – получение детьми и молодыми людьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей и молодых людей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение детьми и молодыми людьми опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами  за пределами учреждения, в открытой общественной среде).

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

 

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

 

 

 

 
Hosted by uCoz